Предмет "русская литература" исключен из списка обязательных предметов Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Теперь выпускники средней школы могут сдавать его добровольно. Это решение вполне соответствует государственной линии на дерусификацию России. Конечно, никого насильно не заставишь "сдавать", а тем более читать отечественную литературу, но "необязательность" Пушкина и Толстого в принципе обозначает "необязательность" русской культуры вообще.

Доступность (стоимость) высшего образования в России бьёт все европейские рекорды:

 Парижский университет Сорбонна - от 250 до 1000 евро в год (12 - 50 тыс. руб.)

Мюнхенский технический университет - около 1200 евро в год (55 тыс. руб.)

Берлинский технический университет - около 500 евро в год (25 тыс. руб.)

МГИМО - от 118 до 290 тыс. руб. в год

ГУ Высшая Школа Экономики - от 145 до 313 тыс. руб. в год

О «модернизации» сознания в современной России.

Неменский Михаил

           Мне очень запомнилась фраза, сказанная одним известным ученым Советского времени, о том, что он не особо  уважительно относится к людям с кроссвордным типом сознания.  Не могу поручиться за точность цитирования  и авторства.  Он сформулировал, что у таких людей в памяти есть огромное количество знаний (информации), но они никогда не смогут ее интерпретировать и создать на её основе что-то новое.

  То есть, говоря более прямо, весь их солидный багаж знаний  (помимо того что востребовано их служебными обязанностями) оказывается пригодным только для разгадывания кроссвордов, или для того чтобы блеснуть эрудицией в игре «Что, где, когда?».  Их мозг как компьютер, обладающий огромной базой данных, не способен выдать ничего нового, более того чем,  заложено в него программой.

 Подумав, как точно подмечено, я на долгое время забыл об этом. На практике оказалось, что вопрос на много шире и серьезней и далеко не столь безобиден и имеет не только теоретическое значение.

          В эпоху новой действительности, сложившейся  в России за последние 20 лет, данный тип сознания начал победное шествие в нашей стране. Теперь, правда, есть специальный термин – мозаичное сознание, что, в общем-то, очень точно отражает суть такого мировосприятия. Хотя в широкой прессе и на телевиденье очень редко можно встретить данное словосочетание. Что и не удивительно. Те, кто старается привить его нам, избегают употреблять данную формулировку. От них мы будем слышать слова о реформировании и модернизации тоталитарного советского образования, унификации с другими странами, Болонских соглашениях. На Международном семинаре «Интеграция российской выс­шей школы в общеевропейскую систему высшего образования: проблемы и перспективы» (Петербург, декабрь 2002 г.) министр образования РФ В.Филиппов заявил, что у российской высшей школы нет иного выхода, кроме как интеграция в общеевро­пейскую зону высшего образования. На практике, правда, это не интеграция, а обычная имитация, со всеми присущими любой имитации неприглядными сторонами. Ведь имитация даже не делает обязательным понимания того, как работает то,  что ты имитируешь Достаточно создать внешне похожую форму.

          Российская система образования формировалась сотни лет. Ее можно отнести к одному из самых ценных  продуктов российской культуры. Ведь именно с ее помощью наша культура воспроизводилась и развивалась. То есть она служила той основой, на которой формировалась российская, а затем и советская интеллигенция. Даже в советский период, столь ненавидимый нашими либералами, никому не приходило в голову сломать столь успешно работающую систему. Невозможно отрицать факт, что СССР был той страной, где статус науки, объем предоставляемых ей инвестиций, социальных преференций и гарантий, и иных возможностей были несопоставимы с положением науки в какой либо другой стране. И такой подход был  почти по всему фронту научных исследований. Немаловажным фактом было и то, что вся советская идеология была пронизана пафосом научно прогресса. Жизнь их западных коллег была значимо сложней – дамоклов меч финансовой катастрофы висел почти над каждым учёным.

  Плюс ко всему весьма существенным и важным элементом действительности было то, что сотрудники Научных институтов на всём просторе СССР зачитывались произведениями Ефремова и Стругацких, которые были пропитаны оптимистическим пафосом научного прогресса и поиска нового.

   Современный «кризис науки» в России — это в первую очередь  не только кризис  недофинансирования ученых, которое можно восполнить каким либо политическим решением. Это крах целой научно-иделистичной идеологии, которой жила наша страна. Жила ожиданием того, что научно интеллектуальный прогресс породит нового человека, новый подход к жизни. Именно этого так боялся Запад.

   Не случайно Российская, а затем и Советская система образования столь высоко ценилась в Цивилизованном Мире и являлась объектом заимствования,  для обучения детей элиты Западного мира.

   Заменить все эти сложившиеся в отече­ственной культуре методы на те, что предусмотрены Болонской конвенцией, — значит существенно изменить ту основу, на которой воспроизводилась культура России. Система образования или Школа, в широком смысле этого слова, относится к тому типу основополагающих систем, которые обеспечивают устойчивость и целостность государства. Не знаю, осознают ли сами реформаторы от образования, за что берутся, и последствия своих действий. Ведь многие из них и сами заражены вирусом мозаичного сознания, и не способны увидеть его губительную сущность и оценить масштабы дальнейших последствий.  Но если какое либо изменение проталкивается весьма целеустремленно и настойчиво, значит это кому-то нужно.

          В условия, строимого у нас, так называемого «демократического» общества грубое принуждение как-то не принято, убеждение  и серьезный разговор с обществом (народом)  сложен и подразумевает необходимость считаться с мнением, того с кем говоришь, подкидывать регулярные  подачки.

  Не удивительно, что у нашей правящей «элиты» возобладала мысль об управлении людьми с помощью внушения и оболванивания, то есть манипуляции сознанием. Тем более что именно так и поступают на милом сердцу наших либералов, западе. Чтобы манипуляция сознанием достигла максимума эффективности, надо разрушить в человеке целостное восприятие мира, он не должен отдавать себе отчет что возможно, а что нет, и потому.  То есть разрушить в мозгу цепочку причинно-следственных связей. Человек перестает отдавать себе отчет о долгосрочном будущем, а начинает жить одним днем, не замечает откровенного вранья.

         Современный западный тип общества, в отличие от Российско-Советского культурного проекта, породил совершенно иной тип культуры — мозаичный. Если раньше, знания и идеи представляли собой упорядоченное, иерархически построенное целое, нанизанное на скелет главных тем и «вечных вопросов», то теперь, в современном обществе, культура рассыпалась на мозаику случайных и почти не связанных между собой понятий. Раньше во главу угла ставилось целостное восприятие окружающего мира, не зависимо от объема и уровня, получаемых отдельным человеком знаний, то теперь для основной массы людей считается достаточным быть винтиком, узким специалистом по «левой ноздре»  В свое время был анекдот, о том, как больной  жалуется  врачу и на проблемы с носом. Врач, посмотрел его, и говорит «Извините вам не ко мне. У вас проблема в левой ноздре, а я специалист  по правой!»

      Мозаичная культура на Западе создала нового человека – человека толпы (массы). Этот человек – узкий специалист, имеет определённые знания, необходимые ему для выполнения конкретных обязанностей. Самое печальное, что сам он не считает себя необразованным, хотя на самом деле он просто соответствующим образом обработан, чтобы хорошо исполнять роль винтика в механизме, принцип работы которого он не понимает.

        Философ Ортега-и-Гассет в эссе «Восстание масс» писал о таких людях: «Его нельзя назвать образованным, так как он полный невежда во всем, что не входит в его специальность; он и не невежда, так как он все-таки «человек науки» и знает в совершенстве свой крохотный уголок вселенной. Мы должны были бы назвать его «ученым невеждой», и это очень серьезно, это значит, что во всех вопросах, ему неиз­вестных, он поведет себя не как человек, незнакомый с делом, но с авторитетом и амбицией, присущими знатоку и специалисту... Достаточно взглянуть, как неумно ведут себя сегодня во всех жизненных вопросах — в политике, в искусстве, в религии — на­ши «люди науки», а за ними врачи, инженеры, экономисты, учите­ля... Как убого и нелепо они мыслят, судят, действуют! Не­признание авторитетов, отказ подчиняться, кому бы то ни было — типичные черты человека массы — достигают апогея именно у этих довольно квалифицированных людей. Как раз эти люди сим­волизируют и в значительной степени осуществляют современное господство масс, а их варварство — непосредственная причина деморализации Европы».

       Зато таким человеком, зная узость его кругозора, легко манипулировать, легко управлять,  чем в совершенстве овладел правящий класс западных  либерально-демократических обществ. Не случайно специальность политолога и пиар-технолога стали сейчас одними из самых востребованных и доходных. Конкурс на факультеты, готовящие специалистов в этих областях, превысил столь популярные недавно юридический и экономический. То есть можно ожидать появления массы специалистов по манипулированию сознанием и промыванию мозгов, не отягощенных вопросами нравственными, а озабоченных лишь «ценой вопроса».

    Скептически воспринимающим данное мнение, могу лишь напомнить один афоризм: «Запад — это цивилизация, знающая цену всего и не знающая ценности ничего». А то, что мы упрямо пытаемся двигаться по Западному пути, вряд ли вызовет у кого сомнение.

        Именно по тому, что легче манипулировать человеком с фрагментарным сознанием, програму образования в России сворачиваются под предлогом экономической дороговизны и нецелесообразности. Последнее верно вдвойне. Широко образованный человек не сообразуется с целями сословного (разделенного на богатых и бедных) общества.

      Неизбежным последствием фрагментарно-мозаичного сознания отдельного члена общества становится атомизация общества в целом. Вместо граждан мы получаем потребителей - венцом духовных потребностей, которых становятся ломящиеся от изобилия магазинные прилавки.

        Во многом цели достигнуты.  Широкая часть общества перестала задаваться сложными и абстрактными  вопросами  социальной справедливости и направления развития общества в целом. Самое печальное, что данные вопросы не обсуждаются, не только публично, что было бы возможно объяснить прямым запретом, но не возникают и в разговоре  «на кухне». А значит, не может быть никакого осмысленно направленного развития нашего общества. Как капля воды, в которой царит хаотическое броуновское движение, всегда будет катиться только вниз по пути наименьшего сопротивления.

             То, что крайне несправедливое перераспределение собственности, в нашей стране еще не закончилось большим кровопролитием, можно объяснить лишь одним. В Советские времена фундаментальная система образования, средства массовой информации, личные контакты значительной прослойки широко образованных людей,  сформировала цивилизованного, широко мыслящего человека с современ­ным взглядом на мир и природу, общество и взаимоотношения в нем – человека интеллигентного. При со­хранении нынешнего направления социального развития, культурный откат в ближайшем будущем неизбежен. И откат этот будет идти не по направлению прежней культуры русской  религиозной общины. В условиях духовного и материального обнищания мы получим «цивилизацию трущоб» с массовой преступностью, вандализмом, антиобщественным поведением, наркоманией и эпидемиями. Эко­номический и социальный ущерб от «одичания» значительной час­ти населения не идет ни в какое сравнение ни с затратами на нау­ку и поддержания уровня образованности населения.

       То есть отказ от фундаментального образования закономерным образом отбросит нашу страну на окраину мира, закрепив и сделав необратимыми изменения последних лет.  Возможно именно это и является реальной целью нашей правящей верхушки. Просто тема не подлежит публичному оглашению. Тогда нам следует задуматься, а совпадают ли их цели с нашими.  Такого ли будущего мы хотим себе и своим детям.

        К сожалению, многие факты говорят о том, что верхушка отлично понимает что делает, и специально даёт  прививку мозаичного сознания гражданам нашей страны, чтобы они до последнего момента так и не смогли осознать, куда же их собственно ведут, пока они увлечены вопросами шоппига и прочих радостей жизни общества материального потребления. Не могу поверить в то, что руководители нашей Страны не читали выкладок западных ученых (а не политиков) которые занимались проектированием реального механизма действия ВТО.  В 1995 г., после Уругвайского раунда, они дали подробное толкование, каждый в своей области, тех выгод и потерь, которые понесут страны с раз­ной структурой экономики от вступления в ВТО. Из этих докладов с предельной ясностью видно, что выгоды от вступления в ВТО Россия может получить только как страна периферийного капитализма, которая доб­ровольно откажется от обладания собственным научно-техническим потенциалом и от производства наукоемкой продук­ции.

    Как руководители страны они формально вправе принять такое решение, но тогда надо честно сказать об этом. Или быть твердо уверенным в том, что мазаично-фрагментарное сознание сограждан не даст им возможности сопоставить факт вступления в ВТО, с закономерно наступившими через несколько лет результатами.  

         Запас прочности, созданный фундаментальной системой Российско-советского образования, приближается к той грани, за которой восстановление человека думающего, образованного, как преобладающего на территории нашей страны, становится проблематичным. А тогда под вопросом оказывается  и само существование России как великого государства. Россия всегда существовала как страна единого культурного проекта, а не сообщества особей с общими финансово-экономическими интересами. 

 ноябрь 2006г,.

переработана - январь 2112г

© nemenskii

Конструктор сайтов - uCoz